С чего нужно начинать, чтобы стать диагностом?

Кто такой диагност?

Это специалист, который берет на себя ответственность и может поставить диагноз. Чтобы поставить диагноз без ошибки, вы должны знать досконально устройство и принцип действия системы с которой вы работаете. Например: проблема, Не работает кондиционер, если на улице ниже 5 градусов мороза, система автоматически отключает кондиционер, чтобы избежать обмерзания конденсата на испарителе, но если вы этого не знаете, вы потеряете много времени и диагноз будет не верным. Важна каждая мелочь. Далее диагност должен уметь работать с информацией. Наизусть знать все схемы автомобиля не возможно, поэтому уметь найти информацию, свободно пользоваться информационными программами необходимо.

Мастер на все руки.

Представим, что вы уже изучили устройство и принцип действия системы, научились работать с информацией, теперь вы должны научиться работать с оборудованием. В список оборудования может входить: диагностический сканер, мультитестер, манометры для измерения давления, вакуумные насосы, мотор-тестер осциллограф и многое другое. Знать что такое коды ошибок, понимание значения сохраненных и актуальных неисправностей. Чтение стоп кадров, текущих параметров. Действия, при включенном зажигании, чем отличаются, от условий, когда двигатель заведен.

Интеллектуальные игры.

Теперь вы изучили оборудование и дальше вас ждет игра под названием Что? Где? Когда? Вы общаетесь с клиентом и пытаетесь выяснить что? за проблема его беспокоит. Где и как она проявляется? Когда и при каких условиях началась проблема. Очень важный момент в диагностике. Собрать максимальную информацию о проделанных ремонтах и событиях. По симптомам можно составить приблизительную картину проблемы и методы ее решения.

Профессия диагност, это творческая профессия.

Для того чтобы вы могли ставить диагноз, вы должны знать различные методы проверки и диагностики агрегатов, банальная перестановка, например датчиков системы помощи при парковке, для выявления дефектного датчика. Метод замера силы тока бензонасоса, с помощью осциллографа, можно увидеть износ щеток электродвигателя. Не существует конкретной последовательности действий в поиске плавающих неисправностей, все упирается в опыт и знания. Иногда приходиться экспериментировать чтобы собрать пазл. Например случай из практики. Приехал VW Caddy двигатель не развивал обороты и плохо заводился. Подозрения пали на забитый сажевый фильтр. Как определить максимально быстро забит ли он или нет. В легкой доступности сверху на двигателе стоит клапан ЕГР, Открутил хомут на гофрированном патрубке, который напрямую связан с выпускным коллектором. Завожу двигатель и неисправность временно устраняется. 

Подведем итог:

*Знание устройства и принципа действия системы

Бензиновые двигатели: Моно-впрыск, Распределенный впрыск, Турбированные двигатели, Непосредственный впрыск.

Дизельные двигатели: Электронные системы впрыска с распределительным ТНВД Аксиально-поршневого типа и Радиально-поршневого типа, системы впрыска с насос-форсунками, Common-Rail.

Антиблокировочные системы, системы подушек безопасности, системы кондиционирования, системы комфорта и другие.

Где взять обучающую информацию:

По бензинам и дизелям (ссылки на книги) существует 2 книги от компании BOSCH по 500 страниц, если вы прочитаете их и законспектируете, это будет равносильно прохождению обучения в тысячи долларов. На мой взгляд лучшие издания для познания систем управления двигателями. В них расписаны все физические процессы горения, понимание которых дает возможность профессионально подходить к диагностике систем двигателей. 

По всем остальным системам советую обучающие материалы от компании Audi и VW под названием SSP(вы можете посмотреть по ссылке), это чудесные публикации. Всего за 60 страниц вы изучите систему кондиционирования и сможете приступать к освоению диагностики. И еще диагностика без ТИОРИИ НЕВОЗМОЖНА.

*Знание программного информационного обеспечения

Здесь я приведу список замечательных программ, которые есть на вооружении каждого диагноста:

AUTODATA, Tollerance DATA, Vivid WorkShop Data, Mitchell OnDemand, AllData, Bosch [esi] tronic, Sunsais Это мультимарочные базы данных, одна дополняет другую. Этого списка хватит чтобы найти нужную информацию практически для любой машины в мире. Но также существуют дилерские базы данных. Которые исчерпывающе хранят бесценную информацию. Приведу несколько примеров. Elsa win - Vag group, Opel tis, Chevrolet tis, StarFinder - база электросхем Мерседес и другие. Когда я начинал в 2008 году и впервые увидел программу Mitchell. Нужна была информация на Хамер, я никогда не забуду своего удивления, что существуют программы в которой в фотографиях показаны даже места расположения разъемов, не говоря уже о инструкциях по демонтажу. В последствии я начал находить все выше перечисленные бесценные информационные инструменты, которые всегда помогали решать сложные задачи.

*Знание возможностей оборудования и методы диагностики

Популярное мультимарочное оборудование Launch-X431 master, Bosch KTS-540, UltraScan. Дилерское оборудование DIS-bmw, StarDiagnos - Mercedes, IDS - Ford Mazda LandRover Jaguar, GDS - Hyundai, MUT - Mitsubishi. Китайские клоны VAG-COM, Opel-COM, и другие. Смысл оборудование одинаков, но самое главное это ваши знания устройства принципа действия систем, только благодаря этим знаниям вы будете свободно работать любым оборудованием. Сканеры своего рода являются проводником информации между блоками управления автомобилей и Диагностом. Не один сканер не дает диагноз о неисправности!

Для более сложных неисправностей требуется детальный подход, в этом незаменимым помощником становится Мотор-Тестер или осциллограф. Они позволяют увидеть физические величины в реальном времени напрямую с элементов. И опираясь на знания устройства и принципа действия элементов, диагност может выявить неисправность с уверенностью на 100 процентов.

Я профессионально занимаюсь Компьютерной диагностикой, постараюсь передать важную информацию и опыт, другим стремящимся диагностам с радостью. Потому что нас очень мало, а автомобилей много. Мы нужны потребителю. Если вы хотели бы лично со мной познакомиться, то я всегда рад помочь. Вот мой телефон +7-921-925-71-92. Фокин Игорь Александрович. Можно просто Игорь.